Содержание

Что такое инфраструктурная ипотека от Антона Силуанова

Привычное слово ипотека в масштабах государства не означает только долгосрочный кредит населению для покупки жилья. Инфраструктурная ипотека – это новое направление в экономическом развитии всей территории России. Обсуждение проекта было вынесено на экономическом форуме в Сочи. Дмитрий Медведев одобрил идею и попросил предоставить ему на рассмотрение все проекты реализации программы. О чем идет речь в госаппарате и что ждет население России с внедрением инфраструктурной ипотеки – в этом будем разбираться.

Инфраструктурная ипотека – что это такое

Ипотека в широком смысле это кредит под залог имущества, которое остается в пользовании у должника, но переходит к кредитору, если условия договора не будут соблюдены, или займ не будет возвращен.

Инфраструктура – это совокупность объектов, которые выполняют одинаковую функцию или взаимодействуют в какой-то сфере. Например, в России существует инфраструктура:

  • производственная;
  • строительная;
  • социальная;
  • транспортная;
  • информационная;
  • экономическая и т. д.

Не секрет, что практически все перечисленные инфраструктуры находятся в глубоком спаде. Чтобы поднять, например, производство, нужно вложить, для начала, не меньше 13 триллионов долларов только на развитие транспортной инфраструктуры – железной дороги и депо. Это огромная сумма, которую государство не может обеспечить в одиночку.

А без качественного транспортного сообщения невозможно поднять ни производство, ни другие сегменты.

Медведев на форуме отметил, что система связи, «информационные гаджеты – это все очень хорошо, но позволяет лишь общаться на расстоянии». Транспортировка грузов требует хороших дорог, составов и авиапарка. Только так можно обеспечить строительство, перемещать сырье и готовую продукцию.

Внимание! Итак, инфраструктурная ипотека – это проект программы, в которой партнерами-инвесторами будут выступать государство, Банк России и частные инвесторы в лице физических лиц, компаний, коммерческих банков.

«По сути, – как сказал в интервью Министр финансов РФ Антон Германович Силуанов, – деньги из бизнеса и рынка будут направлены в развитие инфраструктур сейчас, а вернет их инвесторам государство из бюджета – потом, через определенное количество лет».

Проблемы, которые нужно решить

На фоне санкций, множество потенциальных инвесторов из-за рубежа не желают вкладываться в развитие экономики России. Кроме этого, банки в РФ не хотят кредитовать на крупные суммы объекты масштабного строительства, дорог – нет гарантий, что застройщики вернут займ.

В то же время, по расчетам Минфина, в России есть деньги, которые могут работать на развитие экономики. Они сконцентрированы в руках частных лиц и крупных компаний, которые могут выступить инвесторами.

На форуме прозвучала мысль о том, что если «душат санкциями», то надо обращаться к собственным ресурсам и развиваться вопреки всему.

Чтобы программа заработала, нужно решить проблемы, над которыми должны работать все заинтересованные организации:

  • изменение законодательства. Медведев выразил готовность правительства изменить некоторые законы, по которым права инвесторов недостаточны. Например, по действующему законодательству, обладать контрольным пакетом акций или 50% от Уставного капитала инвестор не имеет право. Этот и другие пункты, которые делают инвестирование в Российскую экономику непривлекательным, будут изменены и адаптированы под новый взгляд;
  • гарантии инвесторам. Вложить свои средства – это половина дела. Каждый инвестор ждет отдачи, дивидендов и возврата своих вложений по истечении срока договора инвестирования. Без вмешательства «большого папы» — государства, Правительства и его гарантий, инвесторы не будут рисковать вкладами в масштабные проекты развития инфраструктур;
  • распределение средств. Как известно, бюрократизм и хищения и взяточничество – основная беда России на протяжении веков. Чтобы деньги уходили только по назначению, а распределение как можно меньше зависело от человеческого фактора, нужно разработать новейшую систему учета, отчета и распределения финансов;
  • выпуск облигаций государственного займа. Основной гарантией в некоторых случаях будут выступать гособлигации. То есть, инвестор дутее взаимодействовать с объектом инвестирования через посредника – государство, которое обеспечит гарантии в виде облигаций. Спрос на ОФЗ в 2018 году превысил прошлогодний;
  • фонды развития. Деньги, которые будут поступать от инвесторов сначала сойдутся в фонде, их так легче контролировать. Уже из этого фонда средства будут направляться по назначению. На начало июня 2018 года уже создан такой фонд;
  • контроль над целевым расходованием средств по назначению. Кто будет контролировать расход денег, средств? Какие организации? На настоящее время ответственность возложена на Минэкономразвития. Если по ходу реализации программы (планируется запуск во втором квартале 2018 года), этого будет недостаточно, будет рассматриваться отдельный орган. Но проблема состоит в том, что система может работать только при наличии квалифицированных специалистов. Пока такие есть только в Минэкономразвития.

Как это будет работать, когда первую прибыль инвесторы будут получать через 5 – 7 лет? Кто обеспечит возврат инвестиционных вкладов? Как будет работать система? Эти вопросы и должны решить действующие лица, по ориентировкам, которые дал Глава Правительства РФ.

На чем основана идея программы

На форуме рассматривались проблемы развития экономики России. Вносились предложения по развитию отраслей, отчитывались о достижениях, обсуждали проблемы санкций и подъема экономики страны в таких сложных внешнеполитических условиях.

На чем основывается идея ГЧП – государственно-частного партнерства? На фоне этого было предложено использовать опыт развития некоторых регионов. Основание – опыт прежних лет. Несколько лет назад, Правительство РФ провело реструктуризацию работы административного аппарата в регионах и субъектах РФ. Если раньше действовала централизованная, плановая система (Правительство постановило, «спустило план» – в регионах исполнили), то сейчас Правительство разрабатывает законы, которые направляют к достижению общих целей, ориентируют, а на местах, зная специфику своего региона, в рамках закона, государственной программы, разрабатываются свои линии и подпрограммы. Финансирование государства носит частичный характер – остальные деньги администрации городов и регионов должны искать сами. В. В.Путин, несколько лет назад, предложил привлекать частных инвесторов для решения проблемы безработицы, оказания социальной помощи незащищенным слоям населения и восстановления производства, сельского хозяйства. Система начала функционировать по-новому. Особенных успехов, как отметили на форуме, достигли в Ростовской области и в самом городе Ростове-на-Дону. В этом регионе частные инвесторы, компании активно инвестировали в рамках программы социального развития.

Идея инфраструктурной ипотеки возникла на основе такого опыта. Если деньги инвесторов могут работать в некоторых регионах, то почему бы не направить свободный капитал на развитие экономики в любой точке России.

Кто будет участвовать в реализации программы инфраструктурной ипотеки

Дмитрий Медведев на форуме в Сочи призвал всех, кто может быть задействован в создании и реализации программы инфраструктурой ипотеки, собраться и прийти к общему мнению в самые короткие сроки. Минфин, в лице Силуанова, выразил свое мнение о проекте. Предложение Антона Германовича обосновано мировым опытом инвестирования в крупные объекты – заключение длинных контрактов и использование механизма партнерства на традиционных условиях инвестирования, принятых во всем мире.

Силуанов напомнил о том, разработка и запуск программы должны осуществляться после четкого планирования всех аспектов с учетом не очень удачного подобного опыта Министерства обороны.

Минфин предлагает запустить программу только после тщательной проработки, и использовать все механизмы, которые могут привести к экономическому росту. Спецзаказы, спецконтракты государства, которые часто применяются в рыночной экономике для того, чтобы поднять какое-либо производство или сектор рынка, тоже должны быть использованы.

Рост экономики, подразумевает использование 3 инструмента, которые нужно сочетать:

  • стабильность налогового режима;
  • спецзаказы государства;
  • инвестиции и ГЧП.

Основная цель – искать источники, раскрывать потенциал внутри страны. Чтобы вернуть деньги в Россию, проводится политика либерализации законодательства, чтобы инвесторам было комфортно вкладывать деньги внутри Российской Федерации.

Вопросы и ответы

Что будет с программой, если санкции отменят?

Силуанов отметил, что вопрос санкций будет продолжаться, судя по высказываниям США, еще долгое время. Поэтому Россия намерена расти и развиваться собственными силами.

Что делает государство для привлечения инвесторов в программу?

Разрабатываемая программа опирается на опыт и ошибки прошлого. Поэтому для реализации инфраструктурной ипотеки, работа ведется в направлении:

  • устойчивости бюджета;
  • предсказуемости налоговой системы;
  • стабилизации курса рубля.

Минфин выступает против реализации программы инфраструктурной ипотеки?

Нет. Министерство финансов призывает подготовиться к реализации программы, рассмотреть и рассчитать все возможные нюансы. Финансисты и экономисты никогда не начинают дела, связанные с деньгами, без здравых расчетов. Тем более, когда это касается масштабных кредитов. В сущности, государство намеревается брать долгосрочную ипотеку у физических лиц. Нужно посчитать, в какие сроки, какими суммами должен выплачиваться долг из бюджета страны, когда планируется вернуть всю сумму инвесторам и как весь этот механизм будет работать.

ipoteka.finance

Что такое инфраструктурная ипотека?


Россия должна обогнать соседние страны, не имея перед ними никаких преимуществ: ни роста внутреннего спроса, ни интереса частных инвесторов, ни увеличения государственных вложений – да еще и в условиях санкционных запретов на иностранные инвестиции. Такую непростую задачу поставил перед правительством президент Владимир Путин. Разработка программы по «инфраструктурной ипотеке» должна будет увеличить ВВП страны. Что такое инфраструктурная ипотека и какие цели ставит программа.


Обсуждались экзотические способы поиска денег для инфраструктурного строительства: чтобы деньги были не из бюджета и одновременно – без нормальной рыночной доходности. Такие инвестиции «из ниоткуда» и должны стать мотором для России.


Как известно, в тучные докризисные годы экономика РФ росла благодаря потоку нефтедолларов, иностранному кредитованию, растущему внутреннему спросу и увеличению госвложений. Ни один из этих факторов сегодня не работает: нефтяные доходы расти не собираются, да и внутри страны власти выбрали  политику бюджетно-кредитного высушивания. Внешних инвестиций почти нет.

Но, несмотря на все эти сложности, президент России не отказывается от поставленной в декабре прошлого года цели: не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года. Его реализация позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых.


Месяц май давно позади, но удовлетворительного плана ускорения экономики в Кремле, похоже, так и не увидели. Поэтому на совещании с ключевыми министрами Максимом Орешкиным и Денисом Мантуровым президент Владимир Путин вновь поинтересовался о главном: «Какие дополнительные меры необходимо принять… чтобы на рубеже 2020 года российская экономика вышла на темпы выше среднемировых»? И сам же назвал среди этих мер – «развитие инструментов государственно-частного партнерства для привлечения капитала в строительство и инфраструктуру, так называемая инфраструктурная ипотека», а также «развитие механизмов проектного финансирования» с возможностью создания ВЭБом «фабрики проектов».

Что такое инфраструктурная ипотека


Президент также дал поручение ускорить разработку программы «Инфраструктурная ипотека». В теории для ускорения роста ВВП в стране нужно наращивать инвестиции в инфраструктуру: транспорт, энергетику, связь. Обычно развитие инфраструктуры обеспечивает государство. Но в нынешнем бюджете чиновники этих средств не нашли и поэтому хотят привлечь частный капитал.


Однако сроки окупаемости инфраструктурных проектов, как правило, такие, что добровольно в эти проекты частный капитал не идет – доходность маленькая, а риски огромные. И вот тут-то и возникает умозрительная схема инфраструктурной ипотеки, когда все ее участники действуют не по рыночным правилам максимизации прибыли, а иначе.


При такой системе банк должен дать строителям не слишком дорогой кредит, строители должны построить инфраструктуру максимально дешево, а государство потом начнет выплачивать строителям деньги для возврата кредита из средств «выгодоприобретателей инфраструктуры», ограничившись минимальным повышением налогов и платежей. Схема для РФ является умозрительной, поскольку ни разу на практике она не применялась.


Министр финансов Антон Силуанов называет инфраструктурную ипотеку модификацией частно-государственного партнерства, когда будет привлекаться частный бизнес для строительства инфраструктуры при поддержке государства в виде гарантий и потом – оплаты этой инфраструктуры по мере ее использования.


Силуанов пояснил, что использовать этот механизм предлагается не только государству, но и естественным монополиям. Как считает министр финансов РФ, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователи объекта этот кредит постепенно погашают.


Возврат капиталовложений предлагается за счет регулярных платежей от основных выгодоприобретателей – то есть из бюджетов разных уровней или инфраструктурных монополий. При этом используется механизм госгарантий.


Как полагает руководитель аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович, в схеме инфраструктурной ипотеки очень важно соблюсти баланс интересов инвесторов и пользователей инфраструктуры, при котором повышение налогов или платежей не будет слишком обременительным. При этом она допускает, что в качестве ресурсов для банков потребуется организованная государством целевая кредитная эмиссия.


В Минэкономразвития РФ надеются,  что к концу первого квартала следующего года программа инфраструктурной ипотеки будет написана и «с середины будущего года ее можно будет активно запускать.    

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Новости —
Правительство России

План включает 16 позиций, направленных на создание механизмов развития строительства и реконструкции инфраструктуры в России, совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнёрства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов («инфраструктурная ипотека»).

Документ

  • План мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнёрства

План мероприятий
(«дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнёрства (далее – план)
разработан Минэкономразвития во исполнение поручения
Президента России по итогам Петербургского международного форума, состоявшегося 1–3 июня 2017
года (№Пр-1132 от 14 июня 2017 года, подпункт «в» пункта 2), и поручения
Правительства России по итогам Российского инвестиционного форума «Сочи-2018»,
состоявшегося 15–16 февраля 2018 года (№ДМ-П16-1131 от 1 марта 2018 года, пункт
5).

План включает 16
позиций, направленных на создание механизмов развития строительства и
реконструкции объектов инфраструктуры с привлечением частного капитала,
совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнёрства
для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их
инвестиционной привлекательности для частных инвесторов («инфраструктурная
ипотека»).

Планом, в
частности, предусматриваются разработка порядка создания «инфраструктурной
карты» и открытого единого реестра проектов по строительству и реконструкции
инфраструктуры в основных отраслях, формирование перечня пилотных проектов
государственно-частного и муниципально-частного партнёрства и концессий,
разработка комплекса мер по обеспечению конкуренции, стимулированию применения
современных технологий и снижению издержек при проектировании и строительстве.

План утверждён Председателем Правительства
Д.А.Медведевым.

government.ru

Запуск «инфраструктурной ипотеки» состоялся — ГЧП-блог



19 марта 2018


Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым был утвержден долгожданный план мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнерства («инфраструктурная ипотека»)[1]. 


Дорожная карта разработана во исполнение поручения Президента РФ по итогам Петербургского международного форума и поручения Правительства России по итогам Российского инвестиционного форума «Сочи-2018».


Основная цель мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» — создание механизмов развития финансирования, строительства и реконструкции инфраструктуры.


Формирование пула проектов, их подготовка


Часть мероприятий «дорожной карты» направлена на формирование пула наиболее приоритетных и эффективных проектов. К таким мероприятиям, в первую очередь, относится утверждение порядка создания «инфраструктурной карты» — консолидированного долгосрочного плана инфраструктурного развития России. Предполагается утверждение открытого единого реестра проектов по строительству и реконструкции и перечня «пилотных» ГЧП-проектов[2], в отношении которых подтверждена социально-экономическая эффективность.


Социально-экономический эффект будет оцениваться в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством РФ, которая будет содержать критерии отбора проектов, претендующих на получение государственной поддержки.


Также планируется актуализировать методические рекомендации Минэкономразвития России в сфере ГЧП в части создания готовых форм, моделей и алгоритмов действий, матрицы рисков и типовых проектов. Это позволит обеспечить рост качества и количества проектов путем упрощения подготовки их комплексного обоснования.


«Дорожная карта» предусматривает изменения в законодательство, направленные на укрупнение проектов за счет создания  механизма участия в соглашении нескольких публично-правовых образований, в том числе разных уровней власти — соответствующие изменения уже включены в законопроект, разрабатываемый Минэкономразвития («Законопроект»)[3].


Стимулирование инициации проектов инвесторами будет осуществляться за счет установления преференций для инициатора проекта в случае перехода частной инициативы в конкурс – в Законопроекте предусмотрена возможность включения в конкурсную документации обязанности по компенсации победителем конкурса расходов инициатора.


Механизмы финансирования проектов


«Дорожная карта» предусматривает разработку и утверждение актов Правительства РФ в целях создания и модернизации механизмов финансирования строительства и реконструкции инфраструктуры. Такие механизмы не только обеспечат долгосрочное планирование и финансирование, то позволят оказать поддержку проектам с наибольшим социально-экономическим эффектом и повысить доступность развития инфраструктуры в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью.


В законодательство о ГЧП будут внесены изменения, предусматривающие использование механизма софинансирования ГЧП-проектов выгодоприобретателями (пользователями) инфраструктурного объекта —  пользователи инфраструктуры будут погашать кредит, предоставленный частным инвестором бюджету в рамках создания инфраструктуры за счет частных средств.


Еще одной новеллой стало внедрение процедуры параллельного конкурентного финансирования — помимо отбора частной стороны публичная сторона организует отбор потенциального кредитора, который будут финансировать проект. Данное изменение нашло отражение в Законопроекте.


Планируется также устранение препятствий для гибкого структурирования залога прав по облигациям при финансировании ГЧП-проектов – это позволит активнее привлекать внешнее финансирование через облигационные займы. Например, Законопроект предусматривает возможность выпуска частной стороной облигаций под залог ее прав без заключения прямого соглашения.


Предполагается, что указанные изменения будут способствовать активному привлечению частных средств в инфраструктурные проекты за счет повышения гарантий возвратности инвестиций и упрощения порядка запуска ГЧП-проектов.


 


P.S. Более подробную информацию о Законопроекте можно прочитать в нашем блоге.


 



[1] http://government.ru/news/31625/


[2] Здесь и далее под государственно-частным партнерством понимаются соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, концессионные соглашения.


[3] http://regulation.gov.ru/projects#npa=78562



Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

ppunity.ru

Программу инфраструктурной ипотеки планируют представить осенью

Программа инфраструктурной ипотеки, нацеленной на привлечение частных инвесторов в инфраструктурные проекты в России, будет представлена осенью. Об этом заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступая на форуме «Иннопром».

«Мы как раз сейчас занимаемся разработкой плана правительства по развитию инфраструктуры с привлечением частных финансовых инвесторов. Действительно, об этой программе в Санкт-Петербурге объявил президент Владимир Владимирович Путин… Программа у нас будет представлена этой осенью», — сказал он.


Министр подчеркнул, что состояние инфраструктуры в России пока в целом остается неудовлетворительным. Кроме того Орешкин уверен, что именно инфраструктурные проблемы могут стать ограничителем экономического роста в будущем.

Он отметил, что в основном инфраструктурные проекты сейчас финансируются из федерального бюджета. При этом необходимо увеличивать количество проектов, не увеличивая дефицит бюджета. «Тренд вынужденного сокращения дефицита, связанный с ухудшением внешней ситуации, привел к тому, что государству пришлось, во-первых, сужать объемы инфраструктурных расходов и, как результат, сконцентрироваться на приоритетных инфраструктурных проектах. При этом общее качество инфраструктуры во многих местах остается неудовлетворительным», — подчеркнул Орешкин.

Текущая система финансирования инфраструктурных проектов за счет государственного финансирования приводит к удорожанию строительства и срыву сроков, добавил министр. При этом у региональных властей нет мотивации для привлечения частных инвестиций, уверен он. Преодолению всех этих проблем поспособствует программа «инфраструктурной ипотеки», резюмировал Орешкин.

Источник: ТАСС

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

urbanlook.ru

инфраструктурная ипотека даст «длинные деньги» экономике России

Инфраструктурная программа может стать «ключом на старт» для инвестиционного роста российской экономики. Такой подход позволяет мобилизовать «длинные деньги», необходимые для развития отстающих сегодня сегментов финансового рынка, отмечает руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников.

Инфраструктурная ипотека в России

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов поручил ряду профильных ведомств подготовить пилотные проекты по развитию инфраструктуры с использованием инфраструктурной ипотеки. Речь идет о строительстве и ремонту дорог, энергетических проектах, связи, коммуникациях и другой инфраструктуре. Напомним, что внедрить в России инфраструктурную ипотеку ранее в рамках ПМЭФ-2017 предложил президент Владимир Путин.

«Перспективы ее внедрения представляются достаточно позитивными и многообещающими, потому что в последнее время у нас действительно наметился инфраструктурный дефицит. В своем послании президент обозначил цифру в 11 триллионов. На мой взгляд, потребность в ресурсах как минимум в 1,5 раза выше.

В целом речь идет не только о дорожной сети, существует множество других направлений развития инфраструктуры. Сюда относятся и строительство портовых терминалов, и новые коммуникационные проекты, и модернизация элеваторного хозяйства. Например, динамика роста сельскохозяйственного производства сегодня напрямую упирается в инфраструктурные ограничения», — комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Как считает Масленников, инфраструктурная ипотека может придать серьезное оживление строительному комплексу, на который сегодня приходится до 50% всех капвложений в российскую экономику. Инфраструктурная программа может стать своего рода «ключом на старт» для инвестиционного роста российской экономики. Такой подход позволяет мобилизовать «длинные деньги», необходимые для развития отстающих сегодня сегментов финансового рынка. Но вопросы остаются по поводу механизмов привлечения таких инвестиций.

Инвестиционные контракты и льготы

«Есть предложение Минэкономразвития по инфраструктурной ипотеке, которое предполагает создание некоего фонда по привлечению средств частных инвесторов. Под эти целит в МЭР предлагают выпускать инфраструктурные облигации под гарантии государства. Но в Минфине такая схема вызывает вопросы – зачем здесь нужен дополнительный посредник в лице государства, если можно использовать уже отработанные подходы.

В той же промышленности хорошо себя зарекомендовали специальные инвестиционные контракты. Их действие всегда можно распространить на инфраструктурные, коммуникационные и прочие объекты. Достаточно будет внести минимальные изменения в законодательство. Нынешняя практика использования таких механизмов позволяет назвать их работающими и эффективными. Инвесторы охотно участвуют в финансировании инфраструктурных проектов, если им предоставляются конкурентоспособные льготы», — резюмирует Никита Масленников.

Президент РФ Владимир Путин считает, что механизм должен работать следующим образом: инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Начало реализации программы запланировано на середину 2018 года.
 

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Андрей Петров

rueconomics.ru

Что такое инфраструктурная ипотека от Антона Силуанова

Привычное слово ипотека в масштабах государства не означает только долгосрочный кредит населению для покупки жилья. Инфраструктурная ипотека – это новое направление в экономическом развитии всей территории России. Обсуждение проекта было вынесено на экономическом форуме в Сочи. Дмитрий Медведев одобрил идею и попросил предоставить ему на рассмотрение все проекты реализации программы. О чем идет речь в госаппарате и что ждет население России с внедрением инфраструктурной ипотеки – в этом будем разбираться.

Ипотека в широком смысле это кредит под залог имущества, которое остается в пользовании у должника, но переходит к кредитору, если условия договора не будут соблюдены, или займ не будет возвращен.

Инфраструктура – это совокупность объектов, которые выполняют одинаковую функцию или взаимодействуют в какой-то сфере. Например, в России существует инфраструктура:

  • производственная;
  • строительная;
  • социальная;
  • транспортная;
  • информационная;
  • экономическая и т. д.

Не секрет, что практически все перечисленные инфраструктуры находятся в глубоком спаде. Чтобы поднять, например, производство, нужно вложить, для начала, не меньше 13 триллионов долларов только на развитие транспортной инфраструктуры – железной дороги и депо. Это огромная сумма, которую государство не может обеспечить в одиночку.

А без качественного транспортного сообщения невозможно поднять ни производство, ни другие сегменты.

Медведев на форуме отметил, что система связи, «информационные гаджеты – это все очень хорошо, но позволяет лишь общаться на расстоянии». Транспортировка грузов требует хороших дорог, составов и авиапарка. Только так можно обеспечить строительство, перемещать сырье и готовую продукцию.

Внимание! Итак, инфраструктурная ипотека – это проект программы, в которой партнерами-инвесторами будут выступать государство, Банк России и частные инвесторы в лице физических лиц, компаний, коммерческих банков.

«По сути, – как сказал в интервью Министр финансов РФ Антон Германович Силуанов, – деньги из бизнеса и рынка будут направлены в развитие инфраструктур сейчас, а вернет их инвесторам государство из бюджета – потом, через определенное количество лет».

На фоне санкций, множество потенциальных инвесторов из-за рубежа не желают вкладываться в развитие экономики России. Кроме этого, банки в РФ не хотят кредитовать на крупные суммы объекты масштабного строительства, дорог – нет гарантий, что застройщики вернут займ.

В то же время, по расчетам Минфина, в России есть деньги, которые могут работать на развитие экономики. Они сконцентрированы в руках частных лиц и крупных компаний, которые могут выступить инвесторами.

На форуме прозвучала мысль о том, что если «душат санкциями», то надо обращаться к собственным ресурсам и развиваться вопреки всему.

Чтобы программа заработала, нужно решить проблемы, над которыми должны работать все заинтересованные организации:

  • изменение законодательства. Медведев выразил готовность правительства изменить некоторые законы, по которым права инвесторов недостаточны. Например, по действующему законодательству, обладать контрольным пакетом акций или 50% от Уставного капитала инвестор не имеет право. Этот и другие пункты, которые делают инвестирование в Российскую экономику непривлекательным, будут изменены и адаптированы под новый взгляд;
  • гарантии инвесторам. Вложить свои средства – это половина дела. Каждый инвестор ждет отдачи, дивидендов и возврата своих вложений по истечении срока договора инвестирования. Без вмешательства «большого папы» — государства, Правительства и его гарантий, инвесторы не будут рисковать вкладами в масштабные проекты развития инфраструктур;
  • распределение средств. Как известно, бюрократизм и хищения и взяточничество – основная беда России на протяжении веков. Чтобы деньги уходили только по назначению, а распределение как можно меньше зависело от человеческого фактора, нужно разработать новейшую систему учета, отчета и распределения финансов;
  • выпуск облигаций государственного займа. Основной гарантией в некоторых случаях будут выступать гособлигации. То есть, инвестор дутее взаимодействовать с объектом инвестирования через посредника – государство, которое обеспечит гарантии в виде облигаций. Спрос на ОФЗ в 2018 году превысил прошлогодний;
  • фонды развития. Деньги, которые будут поступать от инвесторов сначала сойдутся в фонде, их так легче контролировать. Уже из этого фонда средства будут направляться по назначению. На начало июня 2018 года уже создан такой фонд;
  • контроль над целевым расходованием средств по назначению. Кто будет контролировать расход денег, средств? Какие организации? На настоящее время ответственность возложена на Минэкономразвития. Если по ходу реализации программы (планируется запуск во втором квартале 2018 года), этого будет недостаточно, будет рассматриваться отдельный орган. Но проблема состоит в том, что система может работать только при наличии квалифицированных специалистов. Пока такие есть только в Минэкономразвития.

Как это будет работать, когда первую прибыль инвесторы будут получать через 5 – 7 лет? Кто обеспечит возврат инвестиционных вкладов? Как будет работать система? Эти вопросы и должны решить действующие лица, по ориентировкам, которые дал Глава Правительства РФ.

На форуме рассматривались проблемы развития экономики России. Вносились предложения по развитию отраслей, отчитывались о достижениях, обсуждали проблемы санкций и подъема экономики страны в таких сложных внешнеполитических условиях.

На чем основывается идея ГЧП – государственно-частного партнерства? На фоне этого было предложено использовать опыт развития некоторых регионов. Основание – опыт прежних лет. Несколько лет назад, Правительство РФ провело реструктуризацию работы административного аппарата в регионах и субъектах РФ. Если раньше действовала централизованная, плановая система (Правительство постановило, «спустило план» – в регионах исполнили), то сейчас Правительство разрабатывает законы, которые направляют к достижению общих целей, ориентируют, а на местах, зная специфику своего региона, в рамках закона, государственной программы, разрабатываются свои линии и подпрограммы. Финансирование государства носит частичный характер – остальные деньги администрации городов и регионов должны искать сами. В. В.Путин, несколько лет назад, предложил привлекать частных инвесторов для решения проблемы безработицы, оказания социальной помощи незащищенным слоям населения и восстановления производства, сельского хозяйства. Система начала функционировать по-новому. Особенных успехов, как отметили на форуме, достигли в Ростовской области и в самом городе Ростове-на-Дону. В этом регионе частные инвесторы, компании активно инвестировали в рамках программы социального развития.

Идея инфраструктурной ипотеки возникла на основе такого опыта. Если деньги инвесторов могут работать в некоторых регионах, то почему бы не направить свободный капитал на развитие экономики в любой точке России.

Кто будет участвовать в реализации программы инфраструктурной ипотеки

Дмитрий Медведев на форуме в Сочи призвал всех, кто может быть задействован в создании и реализации программы инфраструктурой ипотеки, собраться и прийти к общему мнению в самые короткие сроки. Минфин, в лице Силуанова, выразил свое мнение о проекте. Предложение Антона Германовича обосновано мировым опытом инвестирования в крупные объекты – заключение длинных контрактов и использование механизма партнерства на традиционных условиях инвестирования, принятых во всем мире.

Силуанов напомнил о том, разработка и запуск программы должны осуществляться после четкого планирования всех аспектов с учетом не очень удачного подобного опыта Министерства обороны.

Минфин предлагает запустить программу только после тщательной проработки, и использовать все механизмы, которые могут привести к экономическому росту. Спецзаказы, спецконтракты государства, которые часто применяются в рыночной экономике для того, чтобы поднять какое-либо производство или сектор рынка, тоже должны быть использованы.

Рост экономики, подразумевает использование 3 инструмента, которые нужно сочетать:

  • стабильность налогового режима;
  • спецзаказы государства;
  • инвестиции и ГЧП.

Основная цель – искать источники, раскрывать потенциал внутри страны. Чтобы вернуть деньги в Россию, проводится политика либерализации законодательства, чтобы инвесторам было комфортно вкладывать деньги внутри Российской Федерации.

organoid.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о