13.1. История возникновения системного подхода к управлению

Составляющей понятий «системный подход», «системный анализ», «системная проблема», «системное исследование» является «система». Считается, что это слово появилось в Древней Элладе 2000–2500 лет назад и первоначально в зависимости от контекста означало: сочетание, организм, устройство, организацию, строй, союз. Оно также выражало определенные акты деятельности и их результаты (нечто поставленное вместе, нечто приведенное в порядок)[443]. То есть первоначально слово «система» было связано с формами социально-исторического бытия. Перенос значения слова с одного объекта на другой и вместе с тем превращение слова в некое обобщенное понятие совершался поэтапно.

Системность всегда, осознанно или неосознанно, была методом любой науки. Первым вопрос о научном подходе к управлению сложными системами поставил физик Андре Мари Ампер. При построении классификации всевозможных наук (1834–1843) он выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой. Он подчеркнул основные ее системные особенности: «Беспрестанно правительству приходится выбирать среди различных мер ту, которая более всего пригодна к достижению цели… и лишь благодаря углубленному и сравнительному изучению различных элементов, доставляемых ему для этого выбора, знанием всего того, что касается управляемого им народа, – характера, воззрений, истории, религии, средств существования и процветания, организаций и законов, – может оно составить себе общие правила поведения, руководящие им в каждом конкретном случае. Эту науку я называю кибернетикой от слова kybernetike, обозначавшего сперва, в узком смысле, искусство управления кораблем, а затем получившего более широкое значение искусства управления вообще»[444].

Идеи системности применительно к управлению государством развивались также в работах польского ученого Б. Трентовского. В работе «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом» он подчеркивал, что действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления. В частности, философ писал: «Наши успехи связаны с тем, насколько системно мы подходим к решению проблем, а наши неудачи вызваны отступлениями от системности. Сигналом о недостаточной системности существующей деятельности является появление проблемы»[445].

К числу основоположников системного подхода можно отнести Александра Александровича Богданова. В 1911 г. вышел в свет первый том его книги «Всеобщая организационная наука (тектология)», а в 1925 г. – третий. В ее основу положена идея о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. В отличие от конкретных естественных наук, изучающих специфические особенности организации конкретных явлений, тектология должна изучать общие закономерности организации для всех уровней организованности[446].

Все явления рассматривались А. Богдановым как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Он не дал строгого определения понятия организации, но отмечал, что уровень организации тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей.

Важной особенностью тектологии является то, что основное внимание в ней уделяется закономерностям развития организации, значению обратных связей, учету собственных целей организации (которые могут как содействовать целям высшего уровня организации, так и противоречить им), роли открытых систем. А. Богданов подчеркивал роль моделирования и математики как потенциальных методов решения задач тектологии. Позднее идеи теории организации развивались в трудах выдающихся представителей отечественного естествознания И. И. Шмальгаузена, В. Н. Беклемишева[447].

В качестве необходимой предпосылки возникновения системного подхода можно рассматривать идею южноафриканского юриста и полководца Яна-Кристиана Сматса о целостности различных форм жизни. В 1926 г. он изложил свое синергетическое представление о вселенной, отметив, что «организм состоит из частей, но не является просто суммой этих частей»[448].

В научный обиход закон синергии[449], в соответствии с которым в сложных системах свойства и возможности целого превышают свойства и возможности частей, ввел И. Ансофф[450]. Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Практическая ценность изучения синергического эффекта состоит прежде всего в использовании уникальных свойств больших систем – самоорганизации и возможности определения весьма ограниченного числа параметров, воздействием на которые можно управлять системой.

Методологическими предпосылками появления системного подхода можно считать разработку теории общих систем Л. Берталанфи, А. Рапопортом и К. Боулдингом, создание Н. Винером науки кибернетики и развитие теории информации.

Теория систем Л. фон Берталанфи. Идея построения теории, применимой к системам любой природы, была выдвинута в начале ХХ в. Людвигом фон Берталанфи.

Людвиг фон Берталанфи (1901–1972) – австрийский биолог, доктор философии, профессор ряда университетов в Австрии, Канаде и США. Основной вклад Л. Берталанфи в возникновение и развитие системного подхода к управлению связан с введением понятия «открытая система» и созданием «теории общих систем».

По мнению Л. Берталанфи, живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма. Все организмы существуют в тесной взаимосвязи с внешней средой, их функции и структура поддерживаются с помощью непрерывного обмена информацией с нею. Поэтому любой организм, а применительно к управлению – любая организация может рассматриваться как открытая система.

Ключевыми понятиями теории открытых систем стали концепции самоорганизации как способа прогрессивной дифференциации, эквифинальности, отражающей независимость финального состояния от начальных условий, и телеологии, описывающей зависимость поведения организма от неких «известных ему заранее» целей в будущем[451]. Теория открытых систем рассматривает организации в качестве комплексных систем, состоящих из частей, которые следует изучать как единое целое. Основной задачей организации является обеспечение выживания за счет трансформирования внешних воздействий и адаптации к происходящим изменениям. Так как элементами организации являются живые люди, то администрация должна учитывать особенности проявления человеческой природы в трудовом процессе.

В противоположность открытым системам, замкнутые системы основываются на тех же фундаментальных принципах и законах, которые действуют в физике. Мышление в терминах замкнутых систем соответствует классической теории менеджмента. В соответствии с этим подходом, замкнутые организации управляются административным и инженерно-техническим персоналом, операции в них носят рутинный и повторяющийся характер и сводятся

к решению заранее определенных задач. В этих системах существует жесткая иерархия контроля, строгая подчиненность подразделений, большое внимание уделяется обеспечению эффективности деятельности отдельных структурных единиц.

По мнению западных ученых, влияние теории открытых систем Л. Берталанфи на теорию бизнеса и менеджмента оказалось огромным, поскольку именно она помогла сформулировать теории управления предприятием в 1950–1960-х гг. Кроме того, она незримо присутствовала в используемых в 1990-х гг. практических методах менеджмента.

Л. фон Берталанфи много занимался проблемой обобщения концепции открытых систем с целью ее применения в других областях знаний. Эта работа привела его к разработке общей теории систем и нового понимания единства науки. Ее основные положения впервые были представлены на научном семинаре в Чикаго в 1937 г. На протяжении 1940-х и 1950-х гг. Л. Берталанфи продолжал заниматься разработкой общей теории систем, которая ставит своей задачей формулировку и разработку принципов, применимых ко всем системам.

Таким образом, Л. Берталанфи дал первый импульс развитию нового системного направления в науке вообще и науке управления в частности.

Кибернетика и развитие теории информации. В 1948 г. американский математик Норберт Винер опубликовал книгу под названием «Кибернетика».
По определению А. И. Берга, кибернетика – это наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами.

А. Н. Колмогоров предложил другое определение: кибернетика – это наука о системах, воспринимающих, хранящих, перерабатывающих и использующих информацию[452].

Предметом кибернетики является исследование систем. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.

С кибернетикой Н. Винера связаны такие продвижения в развитии системных представлений, как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем, осознание информации как всеобщего свойства материи и возможности ее количественного описания, развитие методологии моделирования вообще и в особенности идеи математического эксперимента с помощью ЭВМ.

Одновременно с исследованиями Н. Винера стала разрабатываться теория информации. Ее предметом стало кодирование, передача и расшифровка сообщений, емкости каналов и математическое изучение связи.

Попытку соединения идей Л. Берталанфи, кибернетики Н. Винера и теории информации в единую систему предпринял Кеннет Боулдинг. Особое место при этом он отводит теории общих систем, которая, по его мнению, «направлена на создание каркаса (структуры), на который надо нанизывать определенные дисциплины и предметы в соответствующем порядке»[453].

Потребности практики почти одновременно со становлением теории систем привели к возникновению направления, названного исследованием операций. Это направление возникло в связи с задачами военного характера, но благодаря развитому математическому аппарату, базирующемуся на методах оптимизации, математического программирования и математической статистики, получило довольно широкое распространение в других прикладных областях, в экономических задачах, при решении проблем организации производства и управления предприятиями.

В 1948 г. в работах корпорации RAND, занимающейся разработкой военных доктрин, проблемами анализа и прогнозирования развития военного потенциала США, освоения космического пространства, впервые появился так называемый системный анализ. Первой методикой системного анализа была методика PATTERN, создателем которой является Ч. Дэвис. В настоящее время методика системного анализа считается наиболее конструктивным из направлений системных исследований.

В 60-е гг. ХХ в. при постановке и исследовании сложных проблем проектирования и управления значительное распространение получил термин «системотехника», предложенный в 1962 г. Фёдором Евгеньевичем Темниковым. Он использовался в основном в приложениях системных методов только к техническим направлениям, а для других направлений был предложен термин «системология» (в 1965 г. И. Б. Новиком).

Таким образом, к 60-м гг. ХХ в. усилиями ученых разных областей науки была сформирована философская основа и необходимый теоретический и методологический инструментарий системных исследований, который стал основой при разработке системного подхода к управлению.

_____________________________________________________________________________________________________________

[443]Теория систем и системный анализ : учеб. пособие для дистанционного обучения. URL: http://fpi-kubagro.ru/teoriya-sistem-i-sistemnyj-analiz/10 (дата обращения: 14.05.2015).

[444] Теория систем и системный анализ : учеб. пособие для дистанционного обучения. URL: http://fpi-kubagro.ru/teoriya-sistem-i-sistemnyj-analiz/10 (дата обращения: 14.05.2015).

[445] Моисеев Н. Н. Бронислав Трентовский и возникновение кибернетики // Экология и жизнь. 2007. № 8. С. 15–19.

[446] Теория системного анализа и принятия решений : курс лекций. URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat14/subj1300/file13254/view136036.html (дата обращения: 14.05.2015).

[447] Теория систем и системный анализ : учеб. пособие для дистанционного обучения. URL: http://fpi-kubagro.ru/teoriya-sistem-i-sistemnyj-analiz/10 (дата обращения: 14.05.2015).

[448] Кезин А. И. История учений менеджмента. Киев : ВИРА-Р, 2000. С. 227.

[449] Синергия (от греч. σύνἔργος – совместный, согласованный) – суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит простую сумму действий отдельных компонентов.

[450] Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Москва : Норма, 2001. URL: http://www.i-u.ru (дата обращения: 13.12.2009).

[451] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 137.

[452] Теория систем и системный анализ : учеб. пособие для дистанционного обучения. URL: http://fpi-kubagro.ru/teoriya-sistem-i-sistemnyj-analiz/10 (дата обращения: 14.05.2015).

[453] Цит. по: Кезин А. И. История учений менеджмента. Киев : ВИРА-Р, 2000. С. 228.

Выходные данные учебного пособия: 

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»

port-u.ru

Подходы к менеджменту: системный, ситуационный, процессный

Процессный
подход
 рассматривает
управление как непрерывную серию
взаимосвязанных управленческий функций.

В
системном подходе
 подчеркивается,
что руководители должны рассматривать
организацию как совокупность
взаимосвязанных элементов, таких как
люди, структура, задачи и технология,
которые ориентированы на достижение
различных целей в условиях меняющейся
внешней среды.

Ситуационный
подход
 концентрируется
на том, что пригодность различных методов
управления определяется ситуацией.
Поскольку существует такое обилие
факторов как в самой организации, так
и в окружающей среде, не существует
единого «лучшего» способа управлять
организацией. Самым эффективным методом
в конкретной ситуации является метод,
который более всего соответствует
данной ситуации. 

Процессный
подход

Процессный
подход был впервые предложен приверженцами
школы административного управления,
которые пытались описать функции
менеджера. Однако, эти авторы были
склонны рассматривать такого рода
функции как независимые друг от друга.
Процессный подход, в противоположность
этому, рассматривает функции управления
как взаимосвязанные. Управление
рассматривается как процесс, потому
что работа по достижению целей с помощью
других — это не какое-то единовременное
действие, а серия непрерывных
взаимосвязанных действий. Эти действия,
каждое из которых само по себе является
процессом, очень важны для успеха
организации. Их называют управленческими
функциями. Каждая управленческая функция
тоже представляет собой процесс, потому
что также состоит из серии взаимосвязанных
действий. Процесс управления является
общей суммой всех функций.

Функции
процесса управления

Процесс
управления состоит из четырех
взаимосвязанных функций: планирования,
организации, мотивации и контроля.

Планирование.
Функция планирования предполагает
решение о том, какими должны быть цели
организации и что должны делать члены
организации, чтобы достичь этих целей.
По сути своей функция планирования
отвечает на три следующие основные
вопроса:

1.
Где мы находимся в настоящее время?

2.
Куда хотим двигаться?

3.
Как мы собираемся сделать это?

Посредством
планирования руководство стремится
установить основные направления усилий
и принятия решений, которые обеспечат
единство цели для всех членов организации.
Другими словами, планирование — это один
из способов, с помощью которого руководство
обеспечивает единое направление усилий
всех членов организации к достижению
ее общих целей. Планирование в организации
не представляет собой отдельного
одноразового события в силу двух
существенных причин. Во-первых, хотя
некоторые организации прекращают
существование после достижения цели,
ради которой они первоначально
создавались, многие стремятся продлить
существование как можно дольше. Поэтому
они заново определяют или меняют свои
цели, если полное достижение первоначальных
целей практически завершено. Вторая
причина, по которой планирование должно
осуществляться непрерывно, — это
постоянная неопределенность будущего.
В силу изменений в окружающей среде или
ошибок в суждениях, события могут
разворачиваться не так, как это предвидело
руководство при выработке планов.
Поэтому планы необходимо пересматривать,
чтобы они согласовывались с реальностью.

Ораганизация.
Организовывать — значит создавать некую
структуру. Существует много элементов,
которые необходимо структурировать
чтобы организация могла выполнять свои
планы и тем самым достигать своей цели.
Одним из этих элементов является работа,
конкретные задания организации. Поскольку
работы выполняют люди, другим важным
аспектом функции организации является
определение, кто именно должен выполнять
каждое конкретное задание из большого
количества таких заданий, существующих
в рамках организации, включая и работу
по управлению. Руководитель подбирает
людей для конкретной работы, делегируя
отдельным людям задания и полномочия
или права использовать ресурсы
организации. Эти субъекты делегирования
принимают на себя ответственность за
успешное выполнение своих обязанностей.
Поступая таким образом, они соглашаются
считать себя подчиненными по отношению
к руководителю.

Мотивация.
Руководитель всегда должен помнить,
что даже прекрасно составленные планы
и самая совершенная структура организации
не имеют никакого смысла, если кто-то
не выполняет фактическую работу
организации. И задача функции мотивации
заключается в том, чтобы члены организации
выполняли работу в соответствии с
делегированными им обязанностями и
сообразуясь с планом. Руководители
всегда осуществляли функцию мотивации
своих работников, осознавали они это
сами или нет. Раньше считалось, что
мотивирование — это простой вопрос,
сводящийся к предложению соответствующих
денежных вознаграждений в обмен за
прилагаемые усилия. На этом основывался
подход к мотивации школы научного
управления.

Исследования
в области поведенческих наук
продемонстрировали несостоятельность
чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация, т.е. создание
внутреннего побуждения к действиям,
является результатом сложной совокупности
потребностей, которые постоянно
меняются. 

В
настоящее время мы понимаем, что для
того, чтобы мотивировать своих работников
эффективно руководителю следует
определить, каковы же на самом деле эти
потребности, и обеспечить способ для
работников удовлетворять эти потребности
через хорошую работу.

Контроль.
Непредвиденные обстоятельства могут
заставить организацию отклониться от
основного курса, намеченного руководством
первоначально. И если руководство
окажется неспособным найти и исправить
эти отклонения от первоначальных планов,
прежде чем организации будет нанесен
серьезный ущерб, достижение целей,
возможно даже само выживание, будет
поставлено под угрозу. Контроль — это
процесс обеспечения того, чтобы
организация действительно достигает
своих целей. Существуют три аспекта
управленческого контроля. Установление
стандартов — это точное определение
целей, которые должны быть достигнуты
в обозначенный отрезок времени. Оно
основывается на планах, разработанных
в процессе планирования. Второй аспект
— это измерение того, что было в
действительности достигнуто за
определенный период, и сравнение
достигнутого с ожидаемыми результатами.
Если обе эти фазы выполнены правильно,
то руководство организации не только
знает о том, что в организации существует
проблема, но и знает источник этой
проблемы. Это знание необходимо для
успешного осуществления третьей фазы,
а именно, — стадии, на которой предпринимаются
действия, если это необходимо, для
коррекции серьезных отклонений от
первоначального плана. Одно из возможных
действий — пересмотр целей, для того,
чтобы они стали более реалистичными и
соответствовали ситуации.

Связующие
процессы

Четыре
функции управления — планирование,
организация, мотивация и контроль —
имеют две общие характеристики: все они
требуют принятия решений, и для всех
необходима коммуникация, обмен
информацией, чтобы получить информацию
для принятия правильного решения и
сделать это решение понятным для других
членов организации. Из-за этого, а также
вследствие того, что эти две характеристики
связывают все четыре управленческие
функции, обеспечивая их взаимозависимость,
коммуникации и принятие решений часто
называют связующими процессами.

Приниятие
решений
.
По сути, чтобы организация могла четко
работать, руководитель должен сделать
серию правильных выборов из нескольких
альтернативных возможностей. Выбор
одной из альтернатив — это решение.
Следовательно, принятие решения — это
выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и
контролировать. В самых общих чертах
именно это составляет основное содержание
деятельности руководителя. Основным
требованием для принятия эффективного
решения или даже для понимания истинных
масштабов проблемы является наличие
адекватной точной информации. Единственным
способом получения такой информации
является коммуникация.

КоммуникацияКоммуникация
— это процесс обмена информацией, ее
смысловым значением между двумя или
более людьми.
 Поскольку
организация представляют собой
структурированный тип отношений между
людьми, она в значительной степени
зависит от качества коммуникаций для
обеспечения эффективного функционирования.
Очевидно, что если коммуникации между
людьми не будут эффективными, люди не
смогут договориться об общей цели, что
составляет предпосылку существования
организации как таковой. Информация в
процессе коммуникации передается не
только для того, чтобы могли приниматься
здравые решения, но также и для того,
чтобы они могли выполняться. Коммуникация
также важна и в функции контроля.
Руководители нуждаются в информации
относительно того, что было выполнено,
чтобы правильно оценить, были ли
достигнуты цели организации.

Системный
подход

Изначальный
недостаток подходов различных школ к
управлению заключается в том, что они
сосредоточивают внимание только на
каком-то одном важном элементе, а не
рассматривают эффективность управления
как результирующую, зависящую от многих
различных факторов. Применение теории
систем к управлению облегчило для
руководителей задачу увидеть организацию
в единстве составляющих ее частей,
которые неразрывно переплетаются с
внешним миром. Эта теория также помогла
интегрировать вклады всех школ, которые
в разное время доминировали в теории и
практике управления.

Системные
концепции

Теория
систем была впервые применена в точных
науках и в технике. Применение теории
систем в управлении в конце 50-х годов
явилось важнейшим вкладом школы науки
управления. Системный подход — это не
есть набор каких-то руководств или
принципов для управляющих — это способ
мышления по отношению к организации и
управлению. Чтобы осознать, как системный
подход помогает руководителю лучше
понять организацию и более эффективно
достичь целей, определим сначала, что
такое система.

•  Система
— это некоторая целостность, состоящая
из взаимосвязанных частей, каждая из
которых вносит свой вклад в характеристики
целого.

Все
организации являются системами. Поскольку
люди являются, в общем смысле, компонентами
организаций (социальные компоненты),
наряду с техникой, которые вместе
используются для выполнения работы,
они называются социотехническими
системами
.
Точно так же, как и в биологическом
организме, в организации части ее
взаимосвязаны.

Открытые
и закрытые системы
.
Существуют два основных вида систем:
закрытые и открытые. 

Закрытая
система имеет жесткие фиксированные
границы, ее действия относительно
независимы от среды, окружающей системы
.

Открытая
система характеризуется взаимодействием
с внешней средой
.
Энергия, информация, материалы — это
объекты обмена с внешней средой
проницаемые границы системы. Такая
система не является само обеспечивающейся,
она зависит от энергии, информации и
материалов, поступающий извне. Кроме
того, открытая система имеет способность
приспосабливаться к изменениям во
внешней среде и должна делать это для
того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители
в основном занимаются системами
открытыми, потому что все организации
являются открытыми системами. Выживание
любой организации зависит от внешнего
мира.

Подсистемы.
Крупные составляющие сложный систем,
таких как организация, человек или
машина, зачастую сами являются системами.
Эти части называются подсистемами.
Подсистемы могут, в свою очередь, состоять
из более мелких подсистем. Поскольку
все они взаимосвязаны, неправильное
функционирование даже самой маленькой
подсистемы может повлиять на систему
в целом.

Понимание
того, что организации представляют
собой сложные открытые системы, состоящие
из нескольких взаимозависимых подсистем,
помогает объяснить, почему каждая из
школ в управлении оказалась практически
приемлемой лишь в ограниченных пределах.
Каждая школа стремилась сосредоточить
внимание на какой-то одной подсистеме
организации. Бихевиористская школа в
основном занималась социальной
подсистемой. Школы научного управления
и науки управления — главным образом,
техническими подсистемами. Следовательно,
они зачастую не могли правильно определить
все основные компоненты организации.

Сейчас
широко распространена точка зрения,
что внешние силы могут быть основными
детерминантами успеха организации,
которые предопределяют — какое из средств
арсенала управления может оказаться
успешным.

Модель
организации как открытой системы
.
На входе организация получает от
окружающей среды информацию, капитал,
человеческие ресурсы и материалы. Эти
компоненты называются входами. В процессе
преобразования организация обрабатывает
эти входы, преобразуя их в продукцию
или услуги. Эта продукция и услуги
являются выходами организации, которые
она выносит в окружающую среду. Если
организация управления эффективна, то
в ходе процесса преобразования образуется
добавочная стоимость входов. В результате
появляются многие возможные дополнительные
выходы, такие как прибыль, увеличение
доли рынка, увеличение объема продаж и
т.п.

Ситуационный
подход

Ситуационный
подход внес большой вклад в теорию
управления, используя возможности
прямого приложения науки к конкретным
ситуациям и условиям. Центральным
моментом ситуационного подхода
является ситуация,
т.е. конкретный набор обстоятельств,
которые сильно влияют на организацию
в данное конкретное время
.
Из-за того, что в центре внимания
оказывается ситуация, ситуационный
подход подчеркивает значимость
«ситуационного мышления». Используя
этот подход, руководители могут лучше
понять, какие приемы будут в большей
степени способствовать достижению
целей организации в конкретной
ситуации.
Ситуационный
подход, разработанный в конце 60-х годов,
не считает, что концепция традиционной
теории управления, бихевиористской
школы и школы науки управления неверны.
Системный подход, с которым ситуационный
тесно связан, пытается интегрировать
различные частичные подходы.

Ситуационный
подход и процесс управления

Как
и системный, ситуационный подход не
является простым набором предписывающих
руководств, это скорее способ мышления
об организационных проблемах и их
решениях. В нем также сохранена концепция
управления, применимая ко всем
организациям. Но ситуационный подход
признает, что, хотя общий процесс
одинаков, специфические приемы, которые
должен использовать руководитель для
эффективного достижения целей организации,
могут значительно варьировать.

Ситуационный
подход пытается увязать конкретные
приемы и концепции с определенными
конкретными ситуациями для того, чтобы
достичь целей организации наиболее
эффективно. 

Ситуационный
подход концентрируется на ситуационных
различиях между организациями и внутри
самих организаций. Он пытается определить,
каковы значимые переменные ситуации и
как они влияют на эффективность
организации. 

Методологию
ситуационного подхода можно объяснить
как четырех шаговый процесс
:

1.
Руководитель должен быть знаком со
средствами профессионального управления,
которые доказали свою эффективность.
Это подразумевает понимание процесса
управления, индивидуального и группового
поведения, системного анализа, методов
планирования и контроля и количественных
методов принятия решений.

2.
Каждая из управленческих концепций и
методик имеет свои сильны и слабые
стороны, или сравнительные характеристики
в случае, когда они применяются к
конкретной ситуации. Руководитель
должен уметь предвидеть вероятные
последствия, — как положительные, так и
отрицательные, — от применения данной
методики или концепции.

3.
Руководитель должен уметь правильно
интерпретировать ситуацию. Необходимо
правильно определить, какие факторы
являются наиболее важными в данной
ситуации и какой вероятный эффект может
повлечь за собой изменение одной или
нескольких переменных.

4.
Руководитель должен уметь увязывать
конкретные приемы, которые вызвали бы
наименьший отрицательный эффект и таили
бы меньше всего недостатков, с конкретными
ситуациями, тем самым обеспечивая
достижение целей организации самым
эффективным путем в условиях существующих
обстоятельств.

Ситуационные
переменные
.
Успех или неуспех ситуационного подхода
в значительной степени зависит от
третьего шага, определяющего переменные
ситуации и их влияние. Если это не будет
сделано правильно, нельзя будет полностью
оценить сравнительные характеристики
или приспособить метод к ситуации. Если
можно проанализировать ситуацию, тогда
не возникает необходимости прибегать
к догадкам или методу “проб и ошибок”
для определения наиболее подходящего
решения организационных проблем. И хотя
ситуационный метод еще не был полностью
обоснован, недавние исследования
указывают, что некоторые ситуационные
переменные могут быть вычленены.
Установление этих основных переменных,
особенно, в области лидерства и поведения
организационных структур, а также
количественных оценок, явилось наиболее
важным вкладом ситуационного похода в
управление.

Невозможно,
однако, определить все переменные,
влияющие на организацию. Буквально
каждая грань человеческого характера
и личности, каждое предыдущее управленческое
решение и все, что происходит во внешнем
окружении организации, определенным
образом влияет на решения организации.
Для практических целей можно рассматривать,
однако, только те факторы, которые
наиболее значимы для организации, и те,
которые скорее всего могут повлиять на
ее успех.

Практическая
значимость целеполагания на ОАО
«Прогресс»

studfiles.net

Подходы к управлению (в менеджменте)

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента, которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента. Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам. В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.
— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Ведь еще Анри Файоль выделял в процессе управления пять функций – предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Подробнее о функциях управления и их специфике можно посмотреть в лекции 3.

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления. Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы. Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Системный подход это сущность современной науки. Начав свое формирование в начале XX века, сегодня системная концепция есть во многих отраслях современной науки. С системами имеют дело в управлении, биологии и анатомии, химии и кристаллографии, социологии и психологии, экономике и педагогике. Системный подход глубоко проник во все научные процессы. Что же собой представляет системный подход?

Основа системного подхода это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. А уже позже эти теории были адаптированы и для других наук.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.
Учитывая разработки уважаемых ученых, мы можем сказать, что все, что нас окружает это системы! Даже камень на дороге это тоже система – ведь он имеет свою вытуренную структуру.

Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.

На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.

Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.

Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

ya-prepod.ru

Системный подход к менеджменту

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления — техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.

Модель организации как открытой системы. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.

В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.

Выходные данные учебника:

Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.

port-u.ru

Системный подход в менеджменте организации




⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒

 

Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо определить, что такое система.

Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию. Где элементы должны быть взаимозависимыми и/или взаимодействующими.[2] Самые разные части могут быть объединены в «целое», но это «целое» еще не система, пока не сформирован, скажем, некий механизм. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы.

Рассматривая систему управления персоналом, можно сделать вывод о том, что она обладает рядом особенностей. Они заключаются в том, что изменения, которые происходят в системе управления персоналом, нацелены на решение определенных проблем, в соответствии со стратегией развития организации, и невозможно заранее определить точный результат, к которому они могут привести. Так же, изменения системы управления персоналом могут вызвать конфликтные ситуации, связанные с сопротивлением работников, непринятием ими нововведений. И, наконец, изменения системы управления персоналом вызывают ответные изменения в остальных подсистемах организации, благодаря тому, что они касаются главной оставляющей организации — ее сотрудников.

Для того чтобы развитие управления персоналом имело управляемый, регулируемый характер и давало необходимые качественные изменения, оно должно происходить на основе научных принципов и непротиворечиво. Исходя из этого, проектирование системы управления персоналом должно начинаться с формирования (выбора) концепции управления персоналом, построения его модели, а также разработки стратегии и политики управления персоналом.


Модель управления персоналом детально описывает основные элементы системы управления персоналом (состояния, структуры и процессы), и их взаимосвязи. Стратегия управления персоналом представляет собой установленную в соответствии с моделью на определенный (достаточно длительный) период совокупность ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности в области управления. Политика управления персоналом — это система целей, принципов и вытекающих из них форм, методов, критериев работы с персоналом. Выбранная стратегия реализуется с помощью политики управления персоналом (кадровой политики).

Что касается концепции управления персоналом, то до определения ее будущих изменений, необходимо осознать потребность в нововведении, оценить имеющиеся ресурсы, выявить возможности организации и существующей системы управления персоналом и определить главное направление изменений (наиболее оптимальное из альтернативных). Отметим, что концепция управления персоналом отражает видение генерального руководства организации, а система управления персоналом призвана преобразовать его в реально работающие и эффективные механизмы управления.

При разработке системы управления персоналом необходимо учитывать принципы построения, а также определить факторы, в которых тот или иной вариант управления персоналом дает необходимый результат, т.к. разные организации, имея свою внутреннюю специфику, осуществляют свою деятельность в разных внешних условиях.

Под факторами понимаются все те объекты, явления, процессы, которые воздействуют на управление персоналом и тем или иным образом определяют изменение его основных характеристик и особенностей. Учет факторов, влияющих на управление персоналом, позволяет:



· Выбрать оптимальные для организации подход, концепцию, общие принципы и стратегию управления персоналом;

· Оценить существующее положение в управлении персоналом с точки зрения его адекватности сложившейся ситуации;

· Определить направления изменения действующей системы управления персоналом в соответствии с изменениями в действии факторов;

· Спрогнозировать развитие управления персоналом на основе ожидаемой динамики факторов.

Более четко выделяют три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации это:

1. Иерархическая структура организации, где основным средством воздействия является подчинение со стороны власти, тоесть, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением благ.

2. Культура, тоесть вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, установки поведения, которые регламентируют действия личности.

3. Рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Изменяя систему управления персоналом, следует учитывать определенные законы управления. К ним относятся закон необходимого разнообразия, закон специализации и интеграции управления, закон экономии времени, закон приоритетности стратегических целей организации и закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении.

Рассматривая особенности внедрения системы управления персоналом можно выделить контроль над внедрением изменений в системе управления персоналом, который показывает, насколько были реализованы цели, связанные с внедрением нововведения. Контроль является объективной необходимостью, т.к. даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.

Любые организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты). Точно так же, как и в биологическом организме, в организации все ее части взаимозависимы.

Для того чтобы понять, как система выполняет свою функцию, необходимо узнать, как все ее элементы взаимосвязаны друг с другом и как она связана с системой, образующей ее внешнюю среду. Чтобы понять, как часы отмеряют время, надо изучить механизм соединения их частей друг с другом; и уяснить, каким образом они показывают время. Мы можем, лишь разобравшись в том, как ими пользуются, т.е. исследовав взаимоотношения между часами и пользователем.

Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду. В которой она функционирует, как целое. Фирма рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой и с внешним миром коммуникационными каналами. Организация при таком подходе ориентирована на процесс принятия решений. Мотивацию и контроль.

В последние годы слово «система» стало нарицательным и утратило свое значение. Теперь появился новый термин: «системный подход». На практике системы изучаются путем исследования их компонентов и влияния последних друг на друга.

При установлении границ системы всегда приходится опираться на здравый смысл. Чем шире границы проблемы, тем шире изучаемая система и тем больше переменных, которые необходимо учесть. Так, проблема дискриминации при приеме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы. Требующей принятия мер в области законодательства, образования, жилищного строительства, политических прав и т.д. однако здесь возникает проблема адекватности ресурсов потребности исследования этой более крупной системы. Если ресурсы не достаточны, то основная цель разбивается не подцели, что облегчает подход к решению основной задачи. Это достигается за счет того, что ресурсы, высвобождающиеся после решения подзадач, подключаются к решению основной проблемы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.[3]

Руководители в основном занимаются системами открытыми. Потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли охватить все возможные ситуации, поскольку, пусть и неявно, предполагали, что организации являются закрытыми системами, активно не рассматривали среду в качестве важной переменной управления.

На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, какие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы. Для того чтобы применить теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Обобщенная концепция, при всей ее полезности и правомерности, слишком уж неточна. Чтобы применяться безоговорочно. При исполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различия между организациями. Эти серьезные различия между организациями, которые обычно называют ситуационными переменами, распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные.

Внутренние переменные являются характеристикой организации. Эти переменные в различной степени контролируемы. Они являются результатом управленческих решений, касающихся того, что должна делать организация и кто в этой организации должен сделать необходимую работу. Решения, принимаемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют, насколько результативна, эффективна и производительна будет данная организация по сравнению с другими.

Внешние переменные, являются факторами среды, находящейся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. К внешним переменным следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и всякие другие изменения.[4] Хотя они находятся вне контроля руководства компаний, оно должно стремиться сделать так, чтобы их компании реагировали бы на факторы и изменения в конкретной внешней среде, если организация намеревается достичь серьезного успеха. Для того, чтобы организации реагировали на эти факторы правильно, руководителю необходимо понять, что внешняя среда по-разному воздействует на организацию.

Различия заключаются как в глубине воздействия различных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации, ее внешнее окружение.

Простого указания на то, какие переменные сильнее всего влияют на успех. Явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей компании. Настоящая трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга. Первая же реакция на перемены вызывает дальнейшие перемены, а те, в свою очередь, вызывают к жизни новые волны и т.д. в бесконечном цикле.

Функции управленческого процесса, т.е. то, что обычно делает руководитель, имеют прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения, и оценивается успех организации. В процессе планирования руководство определяет, какими будут цели организации и как наилучшим образом они могут быть достигнуты, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды.

 



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Системный подход к менеджменту — доклад

                
Системный подход:
эволюция, цель и 
задачи, основные 
методы
 

   При всех 
различиях в подходах и выборе 
объектов организации в них 
есть нечто общее, и это общее 
использование – использование 
универсального инструментария 
менеджмента. Известно, что различия
обычно выявляются по мере детализации
анализа явлений, а общее уже проявляется
на более высоком уровне абстрагирования.
Достигнуть этого уровня позволяет системный
подход к организации и управлению.                                                                                                  

   Определение 
системного подхода звучит следующим 
образом: «Системный подход — 
система (объект) рассматривается 
как совокупность взаимосвязанных 
элементов, имеющая вход, выход 
(цель), связь с внешней средой, обратную
связь»

   Системная 
методология в менеджменте получила 
своё признание и широкое распространение 
уже во второй половине ХХ 
века. Научно-технический прогресс,
давший мощный толчок широкой 
автоматизации производственных 
процессов, стал оказывать своё революционизирующее
воздействие и на процессы управления.
Востребованной оказалась кибернетика
– теория, объяснявшая многие закономерности
авторегулирования в биологии, физике,
технике. Открылись возможности применения
этих закономерностей в теории и практике
управления социально-экономическими
организациями. В России это нашло применение
вначале в проектировании автоматизированных
систем управления (АСУ), а затем и в формировании
системного подхода ко всем процессам
организации и управления в социально-экономических
структурах. Из трудов зарубежных авторов,
признававших системный подход как один
из универсальных инструментов менеджмента,
в России получили известность работы
Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С.
Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона
и др.

   Системный 
подход вошёл в современную 
теорию организации и управления 
как особая методология научного 
анализа и мышления. Способность 
к системному мышлению стала 
одним из требований к современному 
руководителю. Суть системного подхода
в менеджменте заключается в представлении
об организации как о системе.

    Существует 
два основных типа систем: закрытые 
и открытые.

    Закрытая 
система имеет жесткие фиксированные 
границы, ее действия относительно 
независимы от среды, окружающей 
систему.

    Открытая 
система характеризуется взаимодействием 
с внешней средой. Энергия, информация,
материалы — это объекты обмена 
с внешней средой через проницаемые 
границы системы

В любом источнике,
в котором рассматривается сущность
системного подхода, уделяется внимание
свойствам систем как условию глубокого
изучения их структуры и содержания для
принята качественного управленческого
решения

    Однако 
количество рассматриваемых свойств 
систем незначительное. Как правило, 
раскрываются свойства целостности 
систем, иерархичности, взаимосвязи с
внешней средой, надежности оптимальности
и др. Всего выделяют 30 свойств систем,
которые предлагается подразделять на
четыре группы:

   1)свойства, характеризующие 
сущность и сложность систем;

   2)свойства, характеризующие
связь системы с внешней средой;

   3)свойства, характеризующие 
методологию целеполагания системы;

   4)свойства, характеризующие 
параметры функционирования и 
развития системы

   Под системой 
же следует понимать определенную 
целостность, состоящую из взаимозависимых
частей, каждая из которых вносит свой
вклад в функционирование целого. Следовательно,
главной задачей руководителя является
необходимость видеть организацию в целом,
в единстве составляющих ее частей, которые
прямо и косвенно взаимодействуют друг
с другом, и с внешним миром. Он должен
учитывать, что любое, даже частное управленческое
воздействие на какой-либо компонент организации
обязательно приводит к многочисленным,
а часто непредсказуемым последствиям.
Их-то и необходимо учитывать в управлении;
для этого надо знать, каковы те основные
законы, по которым строятся системы.

   Исследование 
сущности управления следует 
начинать, как отмечает В. А. Елисеев,
с определения его компонентов и взаимосвязей
между ними и внешней средой, различия
управления функционированием системы
в заданных условиях и управления развитием
системы. Цель управления в первом случае
— ликвидация внутренних и внешних возмущений
без изменения выходных параметров системы,
а во втором — перемена входных и выходных
параметров в соответствии с изменениями
внешней среды.

    Регулирование 
системы обеспечивает такую ее 
деятельность, при которой выравнивается 
состояние выхода системы по заданной
норме. Следовательно, главная задача
сводится к установлению заданного состояния
функционирования системы, предусмотренного
планированием как упреждающим управлением.
Сложность управления зависит прежде
всего от количества изменений в системе
и ее окружения. Все изменения имеют определенные
закономерности или носят случайный характер.

    В. А. 
Елисеев сущность управления 
рассматривает как совокупность 
следующих понятий: организация 
управления, процесс управления 
и информация.

Об организации управления
можно говорить только в том случае, когда
выделены цель и объект управления. Поэтому
эффектность организации управления в
значительной степени зависит от четкости
формулирования целей управления.

    Любая 
организация как система имеет 
свою внутреннюю логику, живет по своим
взаимосвязанным законам. Учет этой системной
логики организации есть важнейшее условие
эффективного управления. Но одновременно
это — и основная трудность практики управления.
Сложность усугубляется еще и тем, что
современные организации внутренне неоднородны
и включают в себя качественно различные
компоненты (технику и людей), являются
так называемыми социотехническими системами.
Любая социотехническая система, согласно
данному подходу, состоит из ряда подсистем,
которые должны быть согласованы иерархически
(по типу субординации) и «горизонтально»
(по типу координации). Кроме того, организация
как система не только может, но и должна
создавать в процессе своего функционирования
необходимые для него подсистемы — так
называемые функциональные органы управления.

    Существовавшие 
до этого подхода школы делали 
главный акцент на прогрессе 
управления как таковом. Системный 
же подход показал, что не 
меньшей, если не большей, сложностью 
обладает сам объект управления.
Не только управление, но и то, что управляется,
имеет свою логику, свои законы и они системны
по своей природе. Следовательно, эффективное
управление обязательно должно учитывать
и их, а для этого — знать и уметь их использовать.

    Таким 
образом, данный подход сформулировал
новое понимание организаций как социотехнических
систем. В силу общего характера его нельзя
рассматривать как набор законченных
принципов и процедур. Это — определенный
способ мышления по отношению к практическим
и теоретическим проблемам управления.
Системный подход способствовал укреплению
междисциплинарных связей теории управления
с другими науками и направлениями исследований.
Например, с такими, как общая теория систем
Л. фон Берталанфи, «индустриальная динамика»
Д. Форрестера, исследования «административных
систем» Ч. Барнарда, исследования по теоретическим
основам управления (кибернетическое
направление) Н. Винера. Наконец, роль системного
подхода состоит и в том, что он показал
ограниченный характер любого из частных,
в том числе — и рассмотренных выше подходов
и «школ управления». Одновременно благодаря
ему стало ясно, что разработка комплексной
теории управления возможна посредством
их объединения — интеграции. И такая
интеграция была осуществлена в следующем
— наиболее важном и распространенном
в настоящее время — ситуационном подходе.

turboreferat.ru

Системный подход в менеджменте

Системный подход в менеджменте представляет собой способ мышления по отношению к управлению и организации. Его нельзя путать с набором различных принципов действия для управленческого аппарата. Впервые применение этого инструмента управления отмечено в конце 50-х годов, и послужило огромным вкладом в научную школу управления.

Система представляет собой некоторую целостность, состоящую из частей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом у каждой части есть свое предназначение и свой вклад в общие характеристики системы. Любую организацию можно представить в виде системы. Это может быть как открытая, взаимодействующая с внешней средой, так и закрытая система, имеющая фиксированные жесткие ограничения и не зависящая от окружающей среды.

Исходя из наличия в этих структурах подсистем, с научной точки зрения, существуют различные школы управления. Так, поведенческая школа занимается социальной подсистемой, техническая школа – управлением с использованием научного подхода.

Системный подход в менеджменте очень важен в случае, когда модель организации соответствует типу открытой системы. Другими словами, организация может получать из внешней среды капитал, информацию, материалы и человеческие ресурсы. Все эти компоненты носят название «входы». Во время осуществления своей деятельности организация должна обрабатывать эти входы, преобразовывая их в услуги или готовую продукцию, которые и будут являться ее выходами.

При эффективной системе управления во время преобразования будет получена добавочная стоимость входов, а также прибыль, рост объема продаж и расширится сфера деятельности организации.

Ситуационный подход к менеджменту оказал огромное влияние на теорию управления посредством использования научных подходов к определенным условиям и обстановке. В основе данного подхода лежит непосредственно сама ситуация, представленная конкретным набором обстоятельств, которые могут оказывать влияние на деятельность организации в определенное время.

С использованием данного подхода руководители могут эффективней определить, какие именно приемы использовать для достижения поставленной цели организации в каждом конкретном случае. Как и системный подход в менеджменте, ситуационный не может являться просто набором предписаний руководящего состава. Это способ мышления для принятия организационных решений.

Любая система требует определенной координации аспектов осуществления хозяйственной деятельности. Системный подход к менеджменту позволяет увязывать между собой задачи, которые возникают при достижении организации поставленных стратегических целей.

Другими словами, данный подход занимается:

— разработкой целей организации, доведения их до сведения сотрудников и получения обратной связи;

— стратегическим планированием;

— построением культуры организации;

— анализом рынка сбыта;

— бизнес-планированием.

Для большего понимания понятия «системный подход в менеджменте» необходимо разобраться и с термином «организация». Среди различных определений целесообразнее выбрать именно то, которое обозначает добровольное объединение граждан для выполнения конкретного вида деятельности.

Центральной фигурой в любой организации является ее владелец или лидер. Другими словами, это человек, увидевший новое, необычное и оригинальное решение удовлетворения человеческих потребностей. Для этого он активно начинает действовать для реализации идеи, расходуя свое личное время, силы и средства. Именно с этого момента и начинается процесс создания определенной системы под названием «организация» с ее подсистемами и другими составными частями.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о